Работа подготовлена в рамках научного исследования, поддержанного Советом по грантам Президента РФ МК-4300.2014.6.
АННОТАЦИЯ: В статье представлена характеристика Байкальского региона РФ в контексте его взаимодействия с Северо-Восточным регионом КНР. Отмечается, что, несмотря на стратегическое значение приграничных регионов в геополитической стратегии России, они характеризуются низким уровнем социально-экономического развития, что затрудняет равноправное сотрудничество России с КНР и другими странами АТР.
****************
Начало XXI в. характеризуется интенсификацией глобализационных процессов во всех сферах человеческой деятельности. Всё большее число стран и регионов оказываются вовлечёнными в этот процесс, во многом определяющий перспективы их дельнейшего развития. В этом контексте наиболее перспективными и стратегическими значимыми являются приграничные и трансграничные регионы, обладающие очевидными преимуществами для вхождения в процессы глобализации и интеграции.
На современном этапе развития двусторонних отношений Россия и Китай обладают всеми объективными предпосылками (геополитическая близость, взаимодополняемость экономик и т.д.) для осуществления взаимовыгодного и равноправного интеграционного взаимодействия. Наиболее перспективным в этом плане представляется сотрудничество приграничных регионов государств, таких как, например, Байкальский регион РФ и Северо-Восточный регион КНР.
Для анализа проблем трансграничного взаимодействия Байкальского региона России с сопредельными территориями Китая представляется важным определение таких понятий как «граница», «приграничный регион», «трансграничный регион».
Исследования границ и приграничья тесно связаны, поскольку характер границы определяет специфику и перспективы развития трансграничного сотрудничества, что в свою очередь имеет непосредственное влияние на общее развитие приграничных территорий. В настоящее время большое число не только географических и политологических, но и экономических, социологических, культурологических и иных исследований всё чаще включают лимологическую
[1] проблематику. К актуальным вопросам в этой области можно отнести разработку методологических основ исследования границ; анализ принципов функционирования границ и их трансформаций; их типологию и классификацию; взаимосвязь границ и политических проблем; роль и значение границ в социокультурных, социально-философских и других исследованиях.
В целом, граница (border) может быть определена как «нечто, что нужно пересечь для того, чтобы попасть на прилегающую территорию». Другими словами, данная категория призвана указать на существование чётко определённой и юридически закреплённой границы, разделяющей две части некоего пространства, в том числе и территории двух государств [1, с. 3–27].
В современной научной литературе существуют различные классификации границ по таким критериям как природные особенности, происхождение, история, длительность существования и т.п. В рамках же анализа приграничных регионов и выявления роли границ в их развитии, на наш взгляд, наибольший интерес представляет функциональная классификация, согласно которой границы делятся на несколько типов в соответствии с их основными функциями. Традиционно выделяют три основные функции границ — барьерную, контактную и фильтрующую. Барьерная функция служит для разделения двух стран посредством государственной границы. Роль контактной функции заключается в сближении двух стран в районе границы, через которую эти страны поддерживают связи. С помощью фильтрующей функции страна производит отбор товаров, людей, культурных ценностей и пр., регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир. Различные границы могут быть в большей или меньшей степени ориентированы на те или иные функции. В одних случаях граница видится как барьер и является закрытой, в других способствует интеграции двух стран и может рассматриваться, скорее, как контактная. Граница-фильтр представляет собой нечто среднее между двумя другими типами.
С функциональной классификацией связана и классификация границ по их режиму. Отчуждающая граница жёстко разделяет две страны, и в этом случае трансграничное сообщение минимально (т.е. барьерная функция является единственной). Полупроницаемая граница тоже не отличается прозрачностью, но через неё всё-таки осуществляется взаимодействие, две стороны пытаются наладить сотрудничество, хотя и видят в своих границах прежде всего фильтры для минимизации нежелательного внешнего воздействия. Более успешно приграничное сотрудничество идёт в случае с соединяющими границами. Наконец, интеграционные границы возникают там, где две страны осознанно стремятся к снятию пограничных барьеров. Кроме того, в лимологических исследованиях определяется прозрачность, или проницаемость, государственных границ [8, с. 73–74].
Для российско-китайской границы характерен переходный тип границы — от полупроницаемой к соединяющей [5, с. 320]. По мнению С.С. Ганзея, специфика этого типа границы заключается в наличии зоны контакта славянской и восточноазиатской культур, при этом граница является культурно-политическим рубежом между двумя государствами. Такие факторы как различия в системе политического управления, культурной специфике, национальном характере, истории государств, характере хозяйственной деятельности, темпах социально-экономического развития и т.д. здесь представляются особенно очевидными по обе стороны границы. Однако, в силу тенденции к усилению взаимодействия России и Китая и расширения сферы двустороннего сотрудничества, граница между РФ и КНР всё больше начинает соответствовать соединяющему типу [3, с. 84]. Данный факт подтверждается крепнущим стратегическим партнёрством в политической сфере, стремительным развитием сотрудничества и ресурсной зависимостью в экономической сфере, быстрым расширением приграничной торговли, контактами в культурной и образовательной областях. Это позволяет сделать вывод о том, что лишь при наличии проницаемости границ появляется возможность осуществления двусторонних политических, экономических, межкультурных и других связей, что в свою очередь создаёт условия для развития приграничных регионов обеих стран.
Приграничная территория в целом может быть определена как территория, обладающая свойствами реального или потенциального взаимодействия и взаимовлияния соседних государств. В более строгом смысле приграничные территории — это территории, непосредственно прилегающие к государственной границе, испытывающие на себе наибольшее влияние границы и соседней страны и обладающие особым, дополнительным потенциалом развития и международного сотрудничества. В числе факторов, определяющих потенциал развития приграничных территорий, такие исследователи как П.Я. Бакланов и А.К. Тулохонов выделяют: географическое положение и близость к государственной границе; наличие транспортных и энергетических переходов, инфраструктуры пограничного и таможенного контроля, совокупность которых определяет транзитный потенциал территории; возможность использования ресурсов, в том числе и природных, приграничных регионов соседнего государства; перспективность развития различных форм международного сотрудничества; близость и возможность использования рынков двух стран в пределах приграничья; развитие на приграничных территориях различных видов деятельности на основе взаимовыгодного двустороннего сотрудничества [6, с. 11–12].
Таким образом, приграничный регион выступает местом реализации значительного влияния приграничья соседнего государства. В ходе двустороннего взаимодействия и взаимовлияния приграничных регионов двух (а иногда и более) соседних стран, осуществляемого в экономической, политической, культурной, экологической, социальной и других сферах, формируется особая международная трансграничная территория.
При этом под «международной трансграничной территорией» понимается область, состоящая из взаимодействующих приграничных территорий, прилегающих к государственной границе двух или более соседних стран и обладающих сочетаниями природных ресурсов и тех или иных видов хозяйственной деятельности, природным основанием которых является либо единая геосистема, либо сочетание двух или более геосистем регионального уровня, взаимодействующих в зоне государственной границы. Международная трансграничная территория — это, как правило, комплексная географическая структура, сочетающая в себе определённые природные ресурсы, объекты инфраструктуры, особенности распределения населения, а также его хозяйственную деятельность в границах крупной геосистемы [2, с. 17].
Трансграничный регион в свою очередь может быть определён как регион, разделённый суверенитетом соседствующих государств, обладающий комплексом национальных, региональных, зональных элементов с собственными характеристиками, отражающий их историко-культурное своеобразие, взаимодействующий между сопредельными приграничными регионами для сохранения, управления и развития своего «жизненного» пространства, форматируемый государственной административно-территориальной границей [4, с. 71].
При этом, говоря о содержании понятия «трансграничный регион», необходимо подчеркнуть, что его социокультурное наполнение непосредственно связано с характером трансграничного взаимодействия и сотрудничеством приграничных регионов соседних государств. Необходимо отличать межрегиональное сотрудничество от трансграничного сотрудничества, поскольку первое включает в себя двустороннее приграничное сотрудничество сопредельных территорий, целью которого является, прежде всего, развитие международных связей, тогда как основная цель трансграничного сотрудничества — взаимная интеграция, всё чаще определяемая термином «соразвитие».
Говоря о Сибири и Дальневосточном регионе, необходимо отметить, что наибольшим стратегическим значением обладают приграничные территории, имеющие трансграничные функции. В этом контексте Байкальский регион, включающий в себя три субъекта Российской Федерации — Иркутскую область, Республику Бурятию и Забайкальский край, в перспективе может стать стратегической территорией не только для азиатской части России, но и для стран Восточной Азии, наравне с Приморьем и Хабаровским краем.
С точки зрения стратегической значимости Байкальский регион, будучи частью российско-китайского трансграничья, имеет большое значение для устойчивого социально-экономического развития России, для реализации её геополитических интересов, обеспечения национальной безопасности, привлечения и закрепления на данной территории национальных и транснациональных корпораций, для продвижения собственных интересов на международной арене и т.д.
Байкальский регион обладает многими конкурентными преимуществами, необходимыми для всестороннего поступательного развития:
• Географическое и геополитическое положение Байкальского региона выгодно отличается от соседних регионов, поскольку, располагаясь между Сибирью и Дальним Востоком, он имеет хорошие выходы в страны Центральной и Восточной Азии.
• Байкальский регион обладает богатыми запасами ценных и стратегически значимых природных ресурсов: разнообразными полезными ископаемыми (уран, золото, уголь, металлические руды и т.д.), значительными запасами лесов, богатыми флорой и фауной, обширными земельными ресурсами, которые позволяют говорить о перспективности развития сельского хозяйства.
• Уникальные рекреационные ресурсы Байкальского региона, прежде всего озеро Байкал, представляют собой прекрасную основу для развития туристической отрасли, а преимущества геополитического положения позволяют говорить о развитии въездного туризма с ориентацией на страны Северо-Восточной и Центральной Азии. Кроме того, Байкальский регион обладает уникальными этнокультурными особенностями. Это стык западных и восточных культур, центр буддизма России, здесь происходит соединение западного и восточного менталитетов.
• Выгодное транспортно-географическое положение. Через Байкальский регион проходят транспортные и энергетические магистрали, соединяющие Россию с Монголией и Китаем. Именно здесь сосредоточены все наземные пути сообщения с востоком и северо-востоком России, а также странами Центральной и Восточной Азии. По территории Прибайкалья и Забайкалья проложены все магистральные транспортно-коммуникацион-ные линии связи, международные и российские авиалинии, включая кроссполярные маршруты между странами Южной и Юго-Восточной Азии и Американским континентом [6, с. 287].
Однако, несмотря на все преимущества, которыми обладает Байкальский регион, очень острыми остаются следующие проблемы, препятствующие его развитию:
• Регион характеризуется неэффективной структурой экономики, что обусловлено её сырьевой специализацией; неконкурентоспособностью базовых отраслей промышленности; высоким уровнем капиталоёмкости в отраслях экономики, что является следствием большого и малозаселённого пространства; высокой энергоёмкостью производства.
• Низкий уровень социально-экономического развития, отсутствие эффективной стратегии развития региона, его удалённость от экономически и культурно более развитого центра России, суровые природно-климатические условия и ряд других факторов обусловливают стабильный отток населения и, прежде всего, высококвалифицированных специалистов, что усугубляет и без того сложную демографическую ситуацию, сложившуюся на территории региона.
• Удалённое от центра России положение обусловливает слабость связей с внутренним национальным и внешним рынками. Большинство месторождений стратегических минерально-сырье-вых ресурсов, имеющих общегосударственное значение, расположено в местностях с низким уровнем экономического развития и сложными природно-климатическими условиями.
• Большая часть территории региона входит в состав Байкальской природной территории, где в пределах водосборной площади озера Байкал установлены экологические зоны с особыми условиями природопользования. «Байкальский фактор» определяет повышение капитальных затрат на реализацию перспективных инвестиционных проектов, формируя их низкую конкурентоспособность и слабую инвестиционную привлекательность.
• На территории региона отсутствуют условия для эффективного вхождения в мировые экономические сети, что создаёт условия для экспансионистской деятельности [7, с. 136–150], прежде всего со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Другими словами, отсутствие эффективной стратегии развития Байкальского региона и всего Дальнего Востока России и, как следствие, значительное отставание российского приграничья в экономическом плане от стран АТР создают угрозу превращения этих территорий в сырьевые придатки и невозможность реализации интегрирующего потенциала России в системе экономических и пространственных связей Азии и Европы. Не менее серьёзной проблемой является также демографическое и социокультурное давление сопредельных государств, прежде всего Китая, на приграничные регионы РФ.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в период глобализации, в условиях политической и экономической открытости нашей страны внешнему миру приоритетное развитие должны получить приграничные регионы, обладающие выгодным геополитическим, транспортно-географическим положением, богатым этнокультурным наследием, перспективными природно-ресурсным и экономическим потенциалами развития. Именно к числу таких регионов относится и Байкальский регион. Однако в настоящее время преимущества, которые даёт региону его трансграничное положение, не используются в полной мере, обуславливая сохранение сложной социально-экономической обстановки.
Литература
1.
Parker N. Integrated Europe and its “Margins”: Action and Reactions // Margins in Europe Integration. Ed. by
N. Parker,
B. Armstrong. Macmillan Press and St. Martin’s Press. London, 2000. Pp. 3–27.
2.
Бакланов П.Я.,
Ганзей С.С. Трансграничные территории: проблемы устойчивого природопользования. Владивосток: Дальнаука, 2008. 216 с.
3.
Ганзей С.С. Геоэкологические исследования международных трансграничных территорий юга Дальнего Востока России // Вестник ДВО РАН. 2004. № 6. С. 83–91.
4.
Емченко Д.Г. Трансграничный регион как социокультурный феномен: дальневосточная модель: дис. … канд. культуролог. наук: 24.00.01. Челябинск, 2011. 195 с.
5.
Колосов В.А.,
Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001. 479 с.
6. Приграничные и трансграничные территории Азиатской России и сопредельных стран (проблемы и предпосылки устойчивого развития) /
П.Я. Бакланов [и др.]. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 610 с.
7.
Раднаев Б.Л.,
Михеева А.С. Географическая концепция социально-экономического развития Байкальского трансграничья // Учёные записки ЗабГГПУ. 2012. № 1(42). С. 136–150.
8.
Туровский Р.Ф. Политическая география: учебное пособие. Москва–Смоленск: Изд-во СГУ, 1999. 381 с.
T.V. Kolpakova
Baikal Region of Russia in Terms of Cross-border Cooperation with China
ABSTRACT: The article deals with the interaction of the Baikal region of Russia with the North-Eastern region of China. It is emphasized that, in spite of the strategic importance of the border regions in Russia’s geopolitical strategy, they are characterized by low level of social and economic development, which complicates equal cooperation of Russia with China and other Asia Pacific countries.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1]Лимология — наука о границах.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2015. – [1031] стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 18 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 783-790.